?

Log in

No account? Create an account
PHONURGIA NOVA [entries|archive|friends|userinfo]
droid c2h5oh

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jul. 22nd, 2005|01:38 pm]
droid c2h5oh
[Tags|, ]
[Current Music |Jean-Claude Risset - Mutations]

Просматривая френд-ленту за последние дни, заметил какой-то нездоровый ажиотаж по поводу "Битлз" - все обсуждают статьи некоего российского пользователя, мутящего седьмую воду на конспирологическом киселе, заваренном Джоном Коулменом в его 'Committee 300'. Это довольно тревожная и правдоподобная книга, но авторы подобных трудов - личности, как правило, акцентуированные, у каждого есть свой "пунктик". У Джона Коулмена это рок-музыка, и он обрушивается на нее со всем колхозным пафосом американского телепроповедника. Разумеется, тут же наваливая кучу передержек и бездоказательных утверждений. Ну хорошо, можно допустить, что все психоделические 60-е были спланированы в Тэвистокском институте, где разрабатывались технологии управления массами. У Коулмена в доказательство этому приводится список кодовых словечек якобы из жаргона тэвистокских ученых, запущенных этими последними в народ в качестве стилистических меток новой эпохи: "rock", "cool", 'beatniks", 'hippies", "turn on" и даже "future shock" (сейчас как раз читаю, занятная книжка). А журналюги, писатели и психоделические пророки, публично застолбившие эти слова, находились, конечно же, под жестким контролем Тэвистока. Ладно, лет ит би, весь "Заговор Водолея" - гипотеза настолько красиво-зловещая, что даже не хочется ее критиковать ни по мелочам, ни в целом.

Но доктор Коулмен идет дальше - он утверждает, что все тексты и вся музыка "Битлз" были написаны не кем-нибудь, а Теодором Адорно. Это ж надо какие рамсы - всю жизнь воевать с массовой культурой, и вдруг, разменяв седьмой десяток, удариться в написание легкомысленных шлягеров для прототипа всех поп-групп! Непростой, видно, человек был этот Теодор. Знал бы об этом Дьердь Лигети, который за твердолобость обозвал Адорно "самым умным из всех известных мне тупиц"...

Нашему музыковеду выпала, прямо скажем, нелегкая задача: ваять по два альбома в год, да еще и на гребне битломании с простеньких рок-н-роллов вдруг перескочить на странную студийную психоделию, улучшая качество музыки с каждым новым релизом. Выходит, для того, чтобы написать 'Here There And Everywhere' или 'Golden Slumbers', не нужны молодость, талант, влюбленность - только глубокое знание теоретических основ западной музыкальной традиции и умение мастерски их нарушать. Что ж, в последнее время все крупные композиторы были еще и серьезными философами - как Шёнберг, Штокгаузен, Ксенакис, - но их музыка была продолжением их философии, а не полным ее отрицанием. Не буду говорить уже о том, что биографами зафиксирован каждый день истории "Битлз", жизнь Адорно исследована тоже достаточно хорошо, и никаких возможностей (как и желания) как-либо контактировать что у тех, что у другого не было.

Вообще, создавать вокруг неординарного композитора ореол домыслов и фантазий - тема не новая, тем более что до недавних пор всякий уважающий себя "митець" считал за западло не состоять в какой-либо инициатической цепи - не исключение, по-видимому, и "Битлз" с их циркулем на логотипе, тестями из среды крупнейших мировых капиталистов и банкиров, ньюэйджерским мистицизмом и т.д. Но в настоящее время у нас куда больше причин сомневаться в существовании Вивальди или Моцарта, чем в авторстве Леннона/Маккартни, последний из которых сочиняет и по сей день, все в том же, - порядком, правда, поднадоевшем, - духе.

Что происходит, когда эти темные слухи доходят до людей, запуганных до полусмерти книгами Олега Платонова или Игумена N.? Получается вот такая смешная чепуха:

"можно ли представить историю рока без этих БРИТАНСКИХ групп?!. Формата их не достигла ни одна из небританских, за исключением "сатанической рок-группы "KISS" (Kids In Satan Service - "пацаны на службе сатаны" - А.), состоящей из бывших русских православных юношей..."
LinkReply